665770, Братский район,
г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105

Тел./факс: 8 (3953) 400-773

adm_vihorevka@mail.ru


О случаях перерасчета платы за коммунальные услуги

В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В период летних отпусков возникает вопрос о том, как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги в случае длительного отъезда, если жилое помещение не оборудовано приборами учета.

Данный вопрос урегулирован главой VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

При отсутствии гражданина в жилом помещении более 5 календарных дней подряд возможен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, а также платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения организацией или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим коммунальные услуги (далее – исполнитель), соответствующего письменного заявления потребителя. Заявление может быть подано до отъезда или не позднее 30 дней после возвращения.

Правилами определен примерный перечень документов, подтверждающих продолжительность отсутствия потребителя. Исполнитель вправе проверять подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений. Если на период отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления подтверждающих документов.

Качество коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг).

Так, в соответствии с п.10 ст.156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с пп. «д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1, в котором приведен полный перечень требований к качеству коммунальных услуг для каждого вида коммунальных услуг. Так, приложением № 1 к Правилам установлено, что температура в жилых помещениях, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки, к которым относится Иркутская область, должна составлять не ниже +20 °C (а в угловых комнатах – не ниже +22 °C).

За нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) несет установленную законодательством РФ ответственность в зависимости от уровня благоустройства МКД.

Предусмотрены следующие виды ответственности: административная, уголовная, гражданско-правовая. Ответственность может наступить: за нарушение требований к качеству предоставления коммунальных услуг потребителю; за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, а также за непредоставление полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; за убытки, причиненные потребителям в результате нарушения исполнителем их прав, в т. ч. если договор ущемляет права потребителей по сравнению с Правилами предоставления коммунальных услуг; за моральный вред, причиненный потребителям вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством и Правилами предоставления коммунальных услуг. Это предусмотрено п. 149 Правил предоставления коммунальных услуг. Если исполнитель допустил нарушение качества коммунальных услуг, то он обязан произвести перерасчет размера платы в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от ее внесения. Это следует из п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг. Потребитель вправе требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей». Случаи выплаты неустойки перечислены в п. 157 Правил предоставления коммунальных услуг. Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц. Статьей 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Любой потерпевший, независимо от наличия договора о предоставлении коммунальных услуг, вправе требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения их качества.

По вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребители также вправе обратиться, в том числе с письменным обращением, в органы контроля, в полномочия которых входит осуществление государственного жилищного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора: В Службу государственного жилищного надзора Иркутской области, в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

Если заявитель не согласен с принятым по его обращению решением, то он вправе обжаловать действия должностных лиц вышеуказанных ведомств, обратившись в вышестоящий орган, в прокуратуру или в суд.

Помощник прокурора Братского района

юрист 1 класса А.В. Каминский

Администрация Вихоревского
городского поселения

665770, Братский район, г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105

Тел./факс: 8(3953)400-773

e-mail: adm_vihorevka@mail.ru