Ответственность за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины
Прокуратура Братского района разъясняет, что в целях предотвращения незаконного лесопользования Законом Иркутской области от 30.11.2016 № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» определен порядок организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины.
В соответствии с данным законом пункт приема, переработки и отгрузки древесины (далее – пункт) это место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по приему (в том числе для целей приобретения, хранения, обработки, передачи) и/или отгрузке древесины.
До начала деятельности вновь создаваемый пункт подлежит постановке на учет.
В случае выявления пункта, не поставленного на учет, уполномоченный орган (территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области) принимает меры к установлению создавшего его юридического лица (индивидуального предпринимателя) и привлечению его к ответственности в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием, переработку и отгрузку древесины, обеспечивают ее партионный учет. Древесина учитывается по объему в кубических метрах с точностью не менее чем до 0,1 куб.м и по количеству - для круглого леса в штуках.
Учет древесины организует руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.
Прием древесины осуществляется при предъявлении лицом, сдающим древесину, следующих документов: документа, подтверждающего личность; сопроводительного документа, необходимого при транспортировке древесины; транспортной накладной на перевозку древесины или документа, составленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным учетным документам (для пиломатериалов); одного из следующих документов, подтверждающих происхождение древесины, либо его копии: договора купли-продажи лесных насаждений; договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины; решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды лесного участка в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования лесным участком в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование; лесной декларации (заявления об использовании лесов); договора купли-продажи отчуждаемой древесины; акта переработки древесины (для пиломатериалов).
На пункте должны находиться и по требованию уполномоченных органов предъявляться книга учета принятой древесины, книга учета переработанной древесины, книга учета отгруженной древесины. Ведение книг учета может осуществляться в бумажном и (или) электронном виде.
Лица, осуществляющие прием и отгрузку древесины, обязаны ежемесячно составлять отчет о принятой и отгруженной древесине по установленной законом форме и представлять его в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области.
Нарушение вышеперечисленных требований закона влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Иркутской области. Например, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Иркутской области от 27.12.2016 № 133-ОЗ «Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» неисполнение требований о наличии и (или) предъявлении должностным лицам уполномоченных органов Иркутской области на пункте документации влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 2 указанного Закона неисполнение требований закона о ведении на пункте учета принятой, переработанной и отгруженной древесины, а также внесение заведомо недостоверных сведений в документы учета принятой, переработанной и отгруженной древесины влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, лицам, эксплуатирующим пункты, следует помнить о необходимости соблюдения общих требований, предъявляемых законодательством к осуществлению любой хозяйственной деятельности. В частности, при приеме и отгрузке древесины необходимо соблюдать требования природоохранного законодательства, не допускать захламления почвы отходами производства и потребления, соблюдать требований пожарной безопасности.
К примеру, пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления в соответствии с ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В том случае, если на пункте эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, они подлежат обязательной постановке на государственный учет на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким объектам присваивается соответствующие код и категория в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий».
Несоблюдение требований о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. При этом за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.