Государственный земельный надзор
Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.
Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющимся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного надзора за использованием и охраной земель.
Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
Объектами государственного земельного надзора выступают действия всех субъектов земельного права – физических и юридических лиц, связанные с осуществлением прав собственности, владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования охраны.
Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории России независимо от форм собственности, правового режима и целевого назначения. Решения государственных надзорных органов обязательны для исполнения. Одновременно за землепользователем сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы в административном и судебном порядке.
Для осуществления земнадзора в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочиями и образующих систему специально уполномоченных государственных органов земнадзора. Государственный земельный надзор осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Росреестр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков, а так же:
- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» (далее – Положение).
В соответствии с Положением, государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.
Таким образом, государственный надзор за охраной и использованием земель – это деятельность государственных органов, направленная на соблюдение всеми землепользователями требований охраны и рационального использования земли, носящая всеобщий и постоянный характер.
Заместитель начальника Братского отдела
Управления Росреестра по Иркутской области
О.Э. Шпет