Администрация Вихоревского городского поселения
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ГРАЖДАН, РАНЕЕ ЗАМЕЩАВШИХ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Законодательство РФ, регулирующее трудовые правоотношения в части, касающейся государственных гражданских служащих, зачастую тесно связано с определенными запретами и ограничениями в рамках государственной политики по противодействию коррупции. Тем не менее, действие некоторых норм антикоррупционного законодательства распространяется также и на тех субъектов трудовых правоотношений, которые имеют лишь опосредованное отношение к государственной службе.
Положения ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), а также в ст. 64.1 Трудового кодекса (ТК) РФ обязуют работодателя при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) сроком действия один месяц и стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в двухлетний период после его увольнения с государственной гражданской службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного гражданского служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
При несоблюдении указанной обязанности работодателем в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции наступает административная ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В связи с этим усматривается необходимость в тщательном разъяснении антикоррупционных норм, указанных в ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
Условно ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции можно разбить на две части: (1) условия, при которых наступает обязанность работодателя, и (2) требования к сообщению работодателя.
Выделяются три условия наступления обязанности работодателя:
1) замещение гражданином должности государственной гражданской службы, включенной в перечень в соответствии с законодательством РФ. Работодатель может узнать о том, обязан ли он сообщать о найме бывшего госслужащего, сверившись с информацией о его предыдущей должности в подразделе "Противодействие коррупции" официального сайта соответствующего государственного органа.
Стоит отметить, что в 2013 г. Министерство труда и социальной защиты РФ своим Приказом от 07.10.2013 N 530н во исполнение подп. "а" п. 6 Указа Президента РФ от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" утвердило требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов и организаций, созданных на основании федеральных законов.
Вместе с тем следует обратить внимание, что если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора должность государственной гражданской службы, которую ранее замещал гражданин, была исключена из соответствующих перечней, то работодатель не обязан сообщать о приеме указанного гражданина;
2) наличие двухлетнего периода после увольнения гражданина с государственной гражданской службы. В случае если с момента увольнения гражданина с государственной гражданской службы прошло более двух лет, то обязанность по сообщению факта приема бывшего государственного гражданского служащего у работодателя не наступает;
3) наличие трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. в месяц.
Здесь важно отметить, что существуют определенные условия, которые касаются лишь непосредственно гражданина, который ранее замещал должность государственной гражданской службы, и не влияют на работодателя.
Так, работодатель обязан сообщить о найме указанного гражданина независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного гражданского служащего функции государственного (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры. Данное условие содержится в ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и касается лишь государственного гражданского служащего, которому необходимо разрешение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на переход в иную организацию.
Однако если гражданин, соответствующий всем названным в п. 1 - 3 условиям, не выполнил свою обязанность и не сообщил работодателю о своем бывшем месте службы, а также если у работодателя не было необходимых сведений о гражданине (например, отсутствие сведений в трудовой книжке, военном билете и т.д.) и он не сообщил о приеме такого служащего на работу, такого работодателя нельзя привлекать к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП.
Если у работодателя не было сведений о том, что его новый работник ранее был госслужащим, его нельзя привлекать к ответственности за несообщение о найме бывшего госслужащего даже при наличии такой обязанности.
Закон также устанавливает следующие требования непосредственно к сообщению работодателя:
1) 10-дневный срок, в течение которого работодателю необходимо сообщить о принятии на работу бывшего государственного гражданского служащего, причем срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом или иного аналогичного процессуального действия;
2) направление указанного сообщения представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного гражданского служащего именно по последнему месту его службы;
3) требования в части, касающейся формы и содержания, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Несоблюдение гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, рассматриваемых антикоррупционных требований влечет лишь прекращение трудового или гражданско-правового договора, заключенного с указанным гражданином. Иная ответственность физического лица законодательством не предусмотрена.
Таким образом, в случае получения денежных средств по гражданско-правовому договору гражданин не несет материальной ответственности - при выявлении нарушения штраф будет взыскан с работодателя. Причем данный факт может быть обнаружен как во время действия гражданско-правового договора, так и после его прекращения.