665770, Братский район,
г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105

Тел./факс: 8 (3953) 400-773

adm_vihorevka@mail.ru


История

О городе

Город Вихоревка – город районного подчинения, самая крупная административная единица Братского района Иркутской области.  Согласно Градостроительному кодексу РФ Вихоревка относится к группе малых городов страны. Главная функция Вихоревки – в том, что она является важной железнодорожной станцией Байкало-Амурской Магистрали и Восточно-сибирской железной дороги на участке Тайшет-Лена. Город играет немаловажную роль в заготовке древесины, как в масштабах района, так и в масштабах области. Эти и некоторые другие особенности определяли и определяют направления и уровень развития Вихоревки. Сегодня приметы г. Вихоревка — это активное развитие предпринимательства, благоустройство улиц, обустройство дворовых территорий, реально действующие программы капитального ремонта домов и переселения горожан из аварийного и ветхого жилья.

Все это — историю и новый день города, а также официальные документы, Вы найдете на страницах сайта.

Мы постарались сделать наш сайт максимально удобным для Вас, дающим самую широкую объективную и оперативную информацию по всем вопросам, которые могут заинтересовать самого придирчивого пользователя!

Желаем Вам приятного знакомства и успешной работы!

Об администрации

Администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с настоящим Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Иркутской области

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством  Иркутской области, настоящим Уставом, решениями Думы Вихоревского МО, постановлениями и распоряжениями администрации муниципального образования.

Администрация формируется главой муниципального образования. Администрация состоит из:

  • главы муниципального образования, возглавляющего администрацию;
  • должностных лиц администрации;
  • структурных подразделений администрации.

1.1.1 История развития Вихоревского муниципального образования

Город Вихоревка появился на карте Иркутской области в таежной глуши как маленькая железнодорожная станция в 1947г. Именно тогда, в послевоенные годы, развернулось строительство судьбоносной для города ветки Тайшет-Лена, начатое еще в 1938г., но прерванное из-за войны. На 269 км БАМа прорубалась трасса будущей железной дороги, и здесь, на пути новой железной магистрали, расчищалась площадка под рабочий поселок. В 1947г. была завершена прокладка одноколейной железной дороги, построены здания основных железнодорожных служб новой станции.

Железная дорога дала жизнь станции, а затем и всем службам, необходимым для ее эксплуатации. Одновременно на территории станции началось строительство базы лесозаготовок и переработки древесины. Начинали же строить все эти объекты пленные японцы и политзаключенные, т.к. Вихоревка возникла как одно из подразделений Озерлага, включающее в себя лагерные пункты 010, 011, 013, 020, 052.

Летом 1951г. строительство ветки Тайшет-Лена было закончено, и с этого момента железная дорога стала играть важнейшую роль в перевозке грузов и пассажиров. В 1953г. в эксплуатацию было сдано Вихоревское паровозное (позже локомотивное) депо, построенное заключенными. Вскоре было построено и вагонное депо.

Таким образом, значимость Вихоревки как ключевой железнодорожной станции все возрастала. Жителями нового поселка становились различные специалисты, направленные сюда по распределению; переселенцы, попадавшие под затопление Братского водохранилища; освободившиеся заключенные (в том числе несколько сотен харбинцев) и приехавшие к ним родственники; молодежь, стремившаяся попасть на стройки Сибири. 27 ноября 1957г. Вихоревка была отнесена к категории рабочих поселков, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.10.1966 года была преобразована в город районного подчинения.

В это время активно велось строительство дорог, благоустроенных жилых домов, велась работа по улучшению жилищных условий, озеленению города. Наивысшей точки своего расцвета город достиг к концу 70-х годов, когда кроме железной дороги, значимым для города стал Вихоревский лесозаготовительный и деревообрабатывающий комбинат (ВЛЗК или ДОК), импортировавший свою продукцию не только в регионы СССР, но и в зарубежные страны. Но масштабные изменения в стране не обошли стороной и Вихоревку. Жизнь стала замедляться, город перестал развиваться. Уменьшал свои мощности и Вихоревский Лесозаготовительный комбинат. В 1998г. его активы были остановлены, а в 2002г., он вообще обанкротился, и сегодня цеха, в которых когда-то работало около двух тысяч человек, разрушены. С закрытием предприятия утеряны и все документы по истории комбината (по неутонченным данным они переданы в Москву).

Но город существует, и во многом благодаря тому, что Вихоревка – это узловая железнодорожная станция. Сейчас, как и в самом начале жизни города, железная дорога является градообразующим предприятием, где трудится 32% занятого населения.

1.1.2 Географическое положение города Вихоревка

Город Вихоревка – город районного подчинения, самая крупная административная единица Братского района. По классификации согласно Градостроительному кодексу РФ Вихоревка относится к группе малых городов страны. Главная функция Вихоревки – в том, что она является важной железнодорожной станцией Байкало-Амурской Магистрали и Восточно-сибирской железной дороги на участке Тайшет-Лена. Кроме того, город играет немаловажную роль в заготовке древесины, как в масштабах района, так и в масштабах области. Эти и некоторые другие особенности определяли и определяют направления и уровень развития Вихоревки.

Географическое положение г. Вихоревка представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Географическое положение г. Вихоревка

Город входит в состав Иркутской области и расположен на территории азиатской части России, в южной части Среднесибирского плоскогорья. Территория города и прилегающих окрестностей лежит в центральной части Ангарского кряжа, на левом берегу р. Вихоревка (приток Ангары), в 516 км к северу от Иркутска, в 35 км к западу от Братска.

Географическая характеристика определяется развитой транспортной инфраструктурой (таблица 2). В окрестностях города проходят федеральная автомобильная магистраль Тулун-Братск, строящаяся трасса Чуна-Братск, которая позволит уменьшить путь автотранспорту с запада страны на север области, есть прямой выход на богучанскую дорогу, связывающую центр области с районами Нижнего Приангарья.

Таблица 2. Географическая характеристика Вихоревского городского поселения

№ п/п Особенности географического положения Характеристика
1 Расстояние от областного центра (по степени удаленности от центра субъекта Федерации):
  • центральное – до 200 км
  • полупериферийное – 200-500 км;
  • периферийное – свыше 500 км.




630 км
2 Пограничность (с кем граничит):
  • с муниципальным районом;
  • с соседним субъектом РФ;
  • с городским округом;
  • с муниципальными образованиями

Чунское МО
Братское МО
3 Крупные реки, расположенные в границах поселения р. Вихоревка
4 Железные дороги, пересекающие поселение Байкало-Амурская Магистраль, Восточно-сибирская железная дорога на участке Тайшет-Лена
5 Время поездки:
  • до ближайшего центра муниципального района
  • до центра субъекта РФ

40 мин
10 часов
6 Направление шоссейных дорог, пересекающих район:
  • федеральная трасса
  • дорога регионального значения

«Братск – Чуна»
7 Прохождение через территорию магистральных:
  • нефтепроводов, продуктопроводов;
  • газопроводов;
  • ЛЭП-500, 220 кВ

присутствует
отсутствуют
север-юг – 10 км
8 Прочие особенности  

Геологическое строение. Основную часть площади занимает Ангарский кряж, состоящий из пологих складок и слабонаклонных плато, сложенных породами силурийского возраста (песчаники, алевролиты, доломиты) с пластами диабазов и долеритов трамповой формации.

Здесь распространены дерново-подзолистые и подзолистые почвы, развитые на карбонатных и бескарбонатных породах и имеющие сравнительно небольшую водоудерживающую способность. Сплошное распространение имеет многолетняя мерзлота.

Климат территории резко континентальный. В зимний период здесь образуется мощный антициклон, обусловливающий морозную малооблачную и тихую погоду с небольшим количеством осадков. Летом развивается циклоническая деятельность, с которой связано выпадение значительного количества осадков. Годовая сумма осадков 400-450 мм, 25-40% которой – твердые осадки, 60-75% – жидкие. Снежный покров образуется в середине октября и разрушается в третьей декаде апреля (180-190 дней). Его высота 30-35 см. Средняя годовая температура воздуха около -3°С. Самый холодный месяц – январь (средняя температура от –23 до –25°С). Средняя температура июля, самого теплого месяца, от +17 до +18,5°С. Значительная амплитуда колебаний экстремальных температур: от -60°С до +44°С. Безморозный период невелик (80-100 дней). Заморозки бывают даже в июле.

При антициклоническом характере погоды наблюдается большая повторяемость штилей. Средние скорости ветра зимой не превышают 1-3 м/с. Весной в связи с развитием циклонической деятельности средние месячные скорости ветра возрастают (до 4-5 м/с), летом вновь уменьшаются, обнаруживая некоторое возрастание осенью. В холодный период преобладают юго-восточные и западные ветры, в тёплый – западные и северо-западные.

Водные ресурсы рассматриваемой территории представляют р. Вихоревка и ее левый приток (самый крупный) р. Убь. Водообеспеченность города в количественном отношении хорошая и стабильная, чего нельзя сказать о качестве воды. Река Вихоревка относится к числу самых загрязненных рек России (VII класс загрязнения), правда, городской водозабор производится из наиболее чистых участков реки, но и они имеют III-IV класс загрязнения.

Территория относится к подзоне южной тайги. Преобладают светлохвойные леса с распространением сосны. На возвышенностях встречаются ландшафты темнохвойной тайги (пихта и кедр, лиственница). Лесные площади занимают значительные пространства. Кроме того, большие площади покрыты мелколиственными лесами, сформировавшимися в результате рубок и многократных пожаров. Подлесок в лесах этой подзоны представлен зарослями шиповника, брусники, ольхой.

Лес – основной природный ресурс рассматриваемой территории. Лесистость территории составляет 88%; на одного жителя приходится 7,6 га леса, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. Средний запас стволовой древесины составляет 152 куб. м. га, причем в спелых лесах – 240 куб. м. га. Прирост древесины также высок (2 куб.м. га в год). Объем расчетной лесосеки в Братском районе составляет 4,0 млн. куб. м в год. Из полезных ископаемых в окрестностях города добываются только стройматериалы, представленные глиной, песком, песчанно-гравийной смеси.

Страницы истории Вихоревки

Во все времена и у всех народов мира были люди, хорошо знавшие окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания они передавали устно или в различных документах последующим поколениям.

Хорошо ли мы знаем историю края, в котором живем? Знать свой край, его историю должен каждый человек.

Большинство людей на территории Иркутской области в Прибайкалье поселилось сравнительно недавно, и многие из них, пользуясь географическими названиями, не всегда могут объяснить их происхождение. На карте нашего Братского района много самых различных названий и наименований. А ведь у каждого географического понятия есть свое начало, своя история.

Какова же история появления и развития г. Вихоревки?

В середине 60-х годов в 45 км. западнее Братска на географической карте отмечен новый город под названием Вихоревка. Он получил свое название от реки, протекающей в этом районе. Вихоревка, речка, впадающая в Ангару. До прихода на Братскую землю русских землепроходцев она называлась по-тунгусски «Геа». В 1630 году служилый человек Вихор Савин, стрелецкий сотник, в перестрелке с местными жителями был убит в устье этой реки. С тех пор речка получила новое название – Вихорева.     

В том, что Вихоревка получила свое название именно в это период, т.е. в 1629-1630 годах, а не позже, свидетельствует запись Максима Перфильева, сделанная в 1631 году: «А другой долгий порог в Братской земле за Вихоревкою рекою более десять верст»

Таким образом, унаследовав от погибшего казака его имя, речка Вихорева не только сохранила его за собой, но и передала двум населенным пунктам: деревне Усть-Вихорево, расположенной при впадении реки Вихоревки в Ангару, и городу Вихоревка, возникшем в его среднем течении.   

Первый русский ученый М.В. Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью»

«Сибирь, Сибирь,

Твои пространства

Необозримы, как моря,

Ты не сравнена и прекрасна,

Ты навсегда любовь моя…».

                             В. Боков

С каждым днем полотно дороги Тайшет-Братск продвигалось вперед и вперед. Напряженная работа шла и днем и ночью – при свете автомобильных фар и костров. В трудных схватках отвоевывался километр за километром. В те дни строители подбадривали себя каламбуром: «Нам бы, братцы, до Братска добраться» Технология укладки пути была проста, как инструмент и приспособления, при помощи которых ее производили. Валили лес, мостили дорогу, перемещали землю лопатами и тачками, потом укладывали шпалы и рельсы, по которым пускали платформы с балластом для отсыпки земляного полотна.

Осенью 1947 года, раньше установленного правительством срока, первый поезд открыл сквозное движение от ст. Тайшет до Братска и вышел в район, где намечалось грандиозное энергетическое строительство и формирование территориально-производственного комплекса как новой формы освоения территорий Сибири Дальнего востока. Еще в августе 1947 года в Иркутске состоялась конференция по изучению производительных сил Иркутской области, в ходе чего была начертана картина промышленного, сельскохозяйственного и культурного развития нашего края. Нужно было поставить на службу Родине несметные природные богатства Приангарья: каменный уголь, железные руды, каменную соль, разнообразное минеральное сырье, строительные материалы, лес, и особенно дешевую гидроэнергию – «бесценный дар природы!»

Немного больше чем за год строители проложили 226 километров пути, построили несколько станций,  в том числе ст. Братск-I. Сюда в декабрьскую стужу в 1947 году пришел первый поезд с четырьмя вагонами теплушками. На праздник первой Победы строителей железной дороги собрались не только отличники производства, но и жители окрестных деревень. Укладка железнодорожного пути до Братска решила важную задачу строительства всей дороги: началась производственная эксплуатация этой части магистрали. Разные грузы большим потоком хлынули к берегам реки Ангары.

«И дали российские

Стали нам близкими

После победного марша,

Восточно-Сибирская,

Восточно-Сибирская

Дорога родимая наша».

                          В. Киселев

Задача была решена. Это произошло в конце 30-летия Великого Октября. Первопроходец, ветеран войны и труда Казимир Николаевич Ясинский вспоминает: «Хорошо помню 5 ноября, накануне 30-летия Великого Октября. Под руководством Ф.Н. Гвоздевского (он возглавлял перед войной Бампроект, а после нее – строительство западного участка БАМа) паровозик с длинной трубой притащил со стороны Братска пассажирский вагон и три «двухоски» для торжеств по случаю укладки серебряного стыка, который был уложен на перегоне Вихоревка-Разъезд-19 (Балага) у самой кривой, напротив карьера».

Всем строителям по этому поводу было выдано по полбуханки хлеба, по целому малосольному омулю и по сто граммов спирта. Все грузы пошли по «железке» быстрее. А ведь прежде приходилось добираться на автомашинах по лежневке от Тайшета до Братска несколько суток (до 10 дней), а если чуть проморгал шофер, то проваливался в болото. В канун полного завершения строительства железной дороги Тайшет-Лена в августе 1958 года лучшие строители за ударный труд были награждены орденами и медалями Советского Союза. Орденом Ленина награжден начальник управления Ангарстроя В. И. Прядко, орденом Трудового Красного Знамени – начальник производственно-технического отдела Ангарстроя В.М. Покатаев, начальник первого эксплуатационно-строительного района А.Я. Дерунец, орденом Знак Почета – мостовой мастер П.Р. Бурылев, начальник строительно-монтажного поезда (СМП) М.А. Миронов и др.

Прокладкой железной дороги руководил штаб стройки во главе с опытными путестроителями М.В. Филимоновым, Н.А. Мирзоевым, Ф.С. Горюновым. Широкой известностью на всей трассе пользовался главный инженер «Ангарстроя» Николай Александрович Мирзоев. Ему шел седьмой десяток, но он поражал окружающих своим трудолюбием и богатым опытом.

Передача линии Тайшет-Лена в систему Министерства Путей Сообщения (МПС) происходило на ходу, поэтому большинство вчерашних транспортных строителей стали железнодорожниками. Костяк руководства вновь образованного Вихоревского отделения Восточно-Сибирской железной дороги, в последствии переименованного в Братское отделение дороги, составили инженеры и техники первых послевоенных выпусков, которые прибыли на стройку вначале 50-х годов. Начальником Братского отделения дороги был назначен Анатолий Яковлевич Дерунец, его первым заместителем – А.Г. Гаспарян, отдел движения возглавил А.Д. Кокунин, локомотивный – Н.И. Сергеев, вагонный – М.М. Соколов, грузовой – Т.И. Тузов. Недостающих специалистов пополнили вновь присланные с других мест. Главным инженером отделения был утвержден посланец Забайкальской железной дороги П.П. Пулько, а участковым ревизором по безопасности движения А.И. Калмыков.

В марте 1959 года приехал по переводу в качестве паровозного машиниста в локомотивное депо из Слюдянки В.И. Фесюк.

И все, кого сюда чин чином

Везли с путевкой поезда

И те, что по иным причинам

Однажды прибыли сюда.

Но все теперь как будто дивом,

Своею нынешней судьбой,

Одним охвачены порывом,

В семье сравнялись трудовой.

В 1947 году в пределах Братского района на пути новой железной магистрали расчищалась площадка под рабочий поселок. В этом же году появилась небольшая железнодорожная станция на железнодорожной линии Тайшет-Лена. Она сразу включилась в ритм бойкой напряженной трудовой жизни. Рос и поселок. Строительство только разворачивалось. Молодые посланцы задавались вопросом – какая же она, Вихоревка? Скудные рассказы вихоревских студентов-заочников и успевших побывать на новом месте специалистов давали только одно неоспоримое представление: вокруг вековая тайга да небольшая речушка с одноименным названием с рабочим поселком и вытянувшаяся по левому берегу реки Вихоревки станция. Но поселок рос с обеих сторон. Строящиеся дома властно наступали на тайгу. Фундамент первого дома закладывал прораб стройки Плотников Сергей Викторович: «Наш городок, можно сказать древний. Появились и у нас окраины. Как никак, от закладки первого дома, что я строил, прошло семь лет (1947-1954). И вот уже солнце смеется в окна первого дом, срубленного строителями, и спустя некоторое время пролегли просторные улицы рабочего поселка, названного по имени реки Вихоревки.

Но вот уже домик возник среди тайги,

Первые рельсы на шпалы легли.

Так началось поселка рождение,

Новых сибирских земель освоение.

Одной из важных задач, связанных с благосостоянием населения поселка Вихоревки являлось жилищное строительство Вихоревки и объектов культурно-бытового назначения. Поселок рос и хорошел. В утренней дымке, которая таяла под лучами раннего солнца, поселок казался, словно омытым дождем. Опоясанные сосняком, манили к себе уютные брусчатые дома с верандами. Над ним проносился частый перебор паровозочных гудков.

О Вихоревке узнаешь, как только приезжаешь на станцию Тайщет-2, где начинается новая магистраль. По сектору тайшетские железнодорожники спрашивают у Вихоревки разрешение на прием поездов, ждут команду на выделение порожняка и в Чуне, и в Чукше. Увеличивая поток грузов, новая дорога обстраивается, преобразуется на глазах.

Размах строительства в Вихоревке определял лицо города. Славный коллектив строителей СМП-274 к 1987 году проделал огромный объем работы для решения социально-экономических задач: построено и введено в эксплуатацию 5 школ на 2 800 мест, детсадов-яслей на 1 235 мест, клубов-домов культуры на 500 мест, больничный комплекс на 135 коек, жилых домов площадью 98 678 кв.м., 3 столовых, 4 овощехранилища, локомотивное депо ст. Братск, вагоноремонтное депо Вихоревка, очистные  сооружения, две тяговые подстанции и целый ряд других объектов. Кроме того, освоено новых земель под пашню в Тулунском районе площадью 253 Га.

Строители нового сибирского города ставят серьезные задачи по освоению объема СНГ по Генподряду в сумме 24, 7 мл. рублей на период 12 пятилетки (1985-1990 гг.), в том числе: горочная ЭЦ, сортировочный парк, цеха локомотивного депо ТР-1 и ТР-2, пескоснабжение, пункты осмотра вагонов в предгорочном парке, нечетном парке и основной на 250 вагонов; моторовагонное депо; звеносборочную базу; дом связи; смазочное хозяйство при ПТО; гараж ЦД и ШЧ; школу на 624 учащихся, котельную на 4 котла; теплосеть-4 км.; водопроводные очистные сооружения; расширение производственной базы СМП; жилых домов площадью 11 720 кв.м.; спальный корпус интерната на 120 мест; больничный комплекс и целый ряд других объектов.

Развернувшееся строительство железной дороги Тайшет-Лена, давшей жизнь станции, а затем всем службам, необходимым для эксплуатации будущей железной дороги.

Душа города – его люди. Это о таких как бессменный прораб СМП-274 Анатолий Иванович Анриенок в Вихоревке с 1956 года, с его участия построены в городе школы № 101, № 3, № 10, детские сады, железнодорожная больница, жилые дома. Плечом к плечу с ним шел все эти годы Виктор Васильевич Володичев, бригадир монтажников. Первый свой кирпич он положи в 1961 году в будущее здание железнодорожной больницы. С 1974 года возглавив бригаду, костяк которой составили П.В. Выговский, А.В. Луковенко, В.П. Сидоров, В.В. Веденеев, работал на строительстве вторых путей, а последние годы – на объектах города. Сильный у бригадира Володичева В.В. коллектив, честно работают люди, без халтуры, с ними хоть в огонь, хоть в воду – не подведут. Володичев В.В. был депутатом городского Совета города Вихоревка, затем избран депутатом Верховного Совета СССР. Он был занесен в областную книгу Почета за высокие производственные показатели и успешное выполнение социалистических обязательств в 1975 году на строительстве второго пути железнодорожной линии Тайшет – Лена. Как один из лучших строителей за ударный труд Володичев В.В. был награжден орденами Советского Союза: орденом Ленина, орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание почетного транспортного строителя, он является Лауреатом Государственной премии СССР, имеет медаль «За строительство БАМа», в связи с сорокалетним юбилеем поселка Вихоревка, в 1987 году избран Почетным гражданином города и Братского района. Именно такие люди цементируют коллектив:

Гори вовеки негасимо

Тот добрый жар у нас в груди –

И все нам в пору, все по силам,

Все по плечу, что впереди!

                            (А. Твардовский)

Капиталина Воронина

Рабочий поселок Вихоревка был создан с началом строительства Западного участка БАМа в первые послевоенные годы. Дорога от Тайшета до Усть-Кута протяженностью 720 км прокладывалась в тяжелых условиях. Земляные работы велись тачками и лопатами. Люди (в основном заключенные) изнывали летом от мошки, а зимой от лютых морозов, доходящих иногда до -60 градусов.

Спиливались вековые деревья, раскорчевывались пни. Метр за метром отвоевывалось пространство у тайги. Все дальше через нехоженую тайгу прорубались просеки, прокладывались грунтовые, а нередко и лежневые дороги.

Постоянно прорубалась трасса будущей железной дороги и здесь, между двумя речками в нескольких десятках километров от Ангары на пути новой железнодорожной магистрали расчищалась площадка под рабочий поселок.. По воспоминаниям коренного жителя Братского района, ветерана войны и труда Сусолина Михаила Григорьевича:

«С дореволюционных времен жители деревни Долоново заготавливали сено с лугов, бывших на месте города Вихоревки.  В устье реки Убь (сейчас «Отделение») был создан колхоз «Веселое поле» со скотным двором и двумя избушками-зимовьями. Молодняк кормили сеном, заготовленным на лугах. Председателем этого колхоза был Сусолин М.Г.

Весной 1947 года в деревню прибыл из Тайшета представитель Озерлага с вопросом о передаче скотных дворов и зимовий для нужд Озерлага. Эти строения и стали опорным пунктом, базой развития поселка и будущего города Вихоревка. В скотных дворах разместились базы, а в зимовьях – оперативная часть.

Военнопленные японцы начали строить помещения барачного типа. Вольнонаемные в качестве жилья сооружали землянки, в которых обосновался штаб лагерного отделения со своими службами. Многие первые жители  Вихоревки начинали свою жизнь именно в землянках.

Из воспоминаний бывшего начальника связи 7-го отделения Скоминцева Сергея Яковлевича: «Я один из первых строителей трассы Тайшет – Братск. Наше строительное подразделение прибыло из Советской гавани в Тайшет 8 марта 1947 года в теплушках на  92 км от Тайшета. Дальше пути не было. Разгрузились из вагонов и на машинах добирались до станции Вихоревка (269км). Выбрали место на берегу речушки Убь. Нас было 12 человек. Поставили палатку  и начали готовить место для приема строителей, которые вскоре стали прибывать с семьями. (В палатках жили по 10 семей). Я как связист обеспечивал связь со старым Братском и Тайшетом».

В это время на трассе расположились строительные подразделения: на 212км – ст. Торея (4-е отделение), на 147 км – ст. Турма (5-е отделение), на 269 км – ст. Вихоревка (6-е отделение). Эти отделения, расположенные по железнодорожной линии и в Тайшете полностью организованы для ведения основного строительства.

Итак, г. Вихоревка появился на карте Иркутской области в таежной глуши как маленькая ж/д станция, и ведет свой отсчет с 1947 года.

Одновременно на территории станции началось строительство базы лесозаготовок и переработки древесины.

Первым цехом деревообрабатывающего комбината (ДОКа) был огромный лесозавод, который изготовлял пиломатериал для строительства двухквартирных домов в пос. «Петушки».

Вихоревский лесозаготовительный комбинат  был создан в 1956 году  на базе этого лесопильного завода, действующего на 271 километре.    В свое время здесь работали более 2-х тысяч человек. Это было градообразующее предприятие, 24 года проработавшее на благо Вихоревки и Братского района.

В 1947  году в Братский поссовет избрали первых депутатов – представителей пос. Вихоревка при Братском сельсовете. В этом же году открылась и первая начальная школа в деревянном здании (сейчас это школа № 101).

Начало строительства Вихоревского  депо относится к 1949 году. Оно ознаменовано закладкой фундаментов двух основных цехов. Вот что вспоминает об этом периоде старейший  машинист депо Иван Харитонович Уколов, присланный на БАМ как один из лучших паровозников еще в 1946 году: «Ездили мы еще по лесовозной дороге. Часто следовали через Вихоревку. Станции, как таковой, здесь вначале не было. Потом поставили вагончик, где размещался дежурный по станции и лавка сельпо. Поселок был крохотный, жался к полотну железной дороги. А кругом тайга без конца и без края. Даже воды для паровозов не было. В районе станции лежало два коротких рельсовых пути, на каждый из которых умещалось всего лишь по 10 вагонов».

«Если теперь (в конце 70-х), - вспоминает машинист Смирнов Алексей Петрович,- кажется, когда ведешь электровоз, что тайга расступается перед идущим поездом, то раньше ночь, казалось, сжимала в черные тиски паровоз. Дежурный по станции замечал приближающийся поезд по светящимся огням, но они светили настолько слабо, что машинист вокруг и впереди ничего не видел.»

Вихоревка, действительно, была маленьким, всего в несколько подслеповатых деревянных домишек поселком, вытянувшимся вдоль «железки» на узкой полоске, отвоеванной у тайги земли.

На много километров окрест стоял девственный лес, откуда к жилью нередко наведывались медведи. Зверья и дичи было в изобилии. Только на 272 километре был временный разъезд, да чуть в стороне, на другом берегу реки, лепился в пойме хуторок Кузнецовка.

Первый паровоз в Братск был доставлен на барже весной 1947 года. Его принял старший и в то время единственный машинист Алексей Семенович Исаков, ветеран войны и труда. Жена – Анна Ивановна  работала помощником машиниста. Дочь Исаковых – Катя - стала первой вихоревчанкой.     

Новый поселок постепенно заселялся. Его жителями становились специалисты, направленные сюда на работу по распределению; переселенцы из сел и поселков Братского района, попадавшие под затопление, освободившиеся родственники и молодежь, которая ехала на великие стройки (Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС). К числу приезжих добавились бывшие участники ВОВ (после демобилизации, по вольному найму). Позднее Минлеспромом СССР было направлено много молодых специалистов после окончания лесотехнических техникумов и институтов.

Зимой на временные работы на лесозаготовки приходили колхозники из соседних сел и  деревень. Всех, кто ехал сюда, интересовал вопрос: «А какая она, Вихоревка?». А вокруг Вихоревки была вековая тайга, небольшая речушка с одноименным названием и, вытянувшаяся по ее левому берегу небольшая железнодорожная станция.

Вихоревка начала 50-х годов представляла собой стройплощадку. Заключенные уже начали строительство Вихоревского паровозного депо. Вольнонаемные занимались строительством жилья. По воспоминаниям старожилов первыми появились улицы (с деревянными домами) Советская, Ленина (до перекрестка). Строилась ул. Дзержинского. Чуть позже – Молодежная, Гоголя.

Железнодорожного вокзала в нашем, современном понимании, не было – был маленький деревянный домишко. Позже в нем находился дежурный по станции, потом – магазин «сельпо», багажное отделение.

На станции были две колонки питьевой воды, воду получали по талонам по две копейки за ведро.

Из воспоминаний Кузьмина М.: «В Вихоревке я с 1952 года. Тогда строительство только разворачивалось. Железнодорожный вокзал и магазин располагались в маленьких неприспособленных помещениях. Транспортную связь между поселками и станцией обеспечивала автомашина. По утрам она возила ребятишек в школу № 101, а вечером на ней же возвращались с работы лесозаготовители. Остановку, где они выходили, называли «пятихатка» - по количеству первых домов. Позже кто-то переименовал в Петушки. И это название распространилось на весь поселок».

В 50-е годы  были открыты поселковая амбулатория и железнодорожная больницы, открылась школа № 1.

В 1953 году первым представителем поселкового совета ст. Вихоревка избрали Петрова Василия Степановича. Петров В.С. был первым комендантом рабочего поселка Вихоревка. Помещения для работы не было, приходилось принимать граждан на веранде собственного дома.

Позже под сельсовет выделили двухквартирный дом по ул. Дзержинского.

В обязанности коменданта Петрова В.С. входило: учет населения, запись и выдача свидетельств о рождении, регистрация браков, выплата денежных пособий, сбор налогов, учет и контроль за содержанием скота.

Петров Василий Степанович – коренной братчанин, участник ВОВ, вернулся с двумя орденами Славы и медалью «За Отвагу». Когда родная деревня Долгий луг» ушла на дно Братского моря, он перебрался в Вихоревку, где  выполнял разные работы, ни от каких не отказывался. Он вспоминает: «Территория была – иное государство разместить можно. Транспорт, связь – не ахти какие. Все еще только создавалось».               

В 1955 году был образован Вихоревский сельский совет. В марте 1955 года первым председателем Вихоревского сельского совета был назначен Садовников Георгий Степанович, находившийся на этой должности 2 года до 28 марта 1957 года.

Из воспоминаний старожилов:

«К 1956 году Вихоревка  представляла собой небольшой  деревянный поселок среди глухого леса. Уже начиналась строиться улица Советская, начало улиц Матросова, Кошевого, Ленина. Возвышалась водонапорная башня. Из магазинов, кроме «Сельпо» появился «Продукты-промтовары» в районе существующего гастронома и временная столовая по ул.Ленина. Здание вокзала было не оштукатурено, половину здания занимал клуб. Вокруг поселка тайга, она начиналась в районе ГУМа, там мы собирали грибы, ягоды.

В это же время на ул. Набережная и  Озерная  началось строительство индивидуальных домов. Первыми строителями были Ментроповы, которые построили 5 домов, затем составитель Суменков и др. Строительство домов стало возрастать перед затоплением Братского водохранилища».

Маслова О. П.: «Когда мы построили дом на отведенном участке по ул. Озерная, я очень боялась заблудиться, тропа к дому была незаметной среди леса. Но лес быстро вырубили, настроили домов и назвали улицу «ахаловка».

27 ноября 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населенный пункт Вихоревка Братского района отнесен к категории рабочих поселков с образованием Вихоревского поселкового совета в подчинении Братского горсовета.

С ростом промышленности рос и поселок. И вот, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1966 года рабочий поселок Вихоревка преобразован в Вихоревский Городской Совет депутатов трудящихся с населением 16300 человек. Вихоревке присвоен статус города районного подчинения. За 20 лет поселок вырос и превратился в красивый город с населением свыше 16 тысяч человек. Этот момент можно считать поворотным в судьбе города: новыми темпами начало возводиться жилье, причем многоэтажное, с полным благоустройством; развивалась торговля, служба быта, здравоохранение, культура и спорт. К 1966 году было 42 предприятия и учреждения.

В 60-е годы - открылись школы № 2, школа-интернат, спорткомплекс «Локомотив»,  Детская музыкальная школа, заложен Парк железнодорожников, детсад № 50, клуб «Строитель»,  построены теплицы для выращивания цветов и овощей,   на участке Вихоревка-Новобратск открыто движение  электропоездов серии ЭР – 9. В депо под них был построен новый корпус.

В 70-е годы - открыты детсады «Сказка» и «Березка»,   районный Дом пионеров и школьников, построено кафе «Подснежник».

В 80-е годы – начала свою работу Центральная районная библиотека,  открыт спорткомплекс «Таежный».

В 90-е годы – открыт приют для инвалидов и одиноких ветеранов, построен санаторий- профилакторий «Сосновые родники», открыт  «Социальный приют для детей и подростков «Солнышко» для содержания  детей, оставшихся без попечения родителей, создан дорожный цент обучения (ДЦО) на базе детского сада № 50, в День Святителя Николая Чудотворца в Вихоревке начал  действовать Храм Николая Чудотворца.

В 2000-е годы – открыт Историко-краеведческий музей Братского района, открыто здание нового вокзала.

Администрация Вихоревского
городского поселения

665770, Братский район, г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105

Тел./факс: 8(3953)400-773

e-mail: adm_vihorevka@mail.ru